Методические рекомендации по написанию сочинения

         Образцы написания сочинения

                         по темам 2016-2017 учебного года.
             Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге (В.Г.Белинский)


Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».
К чему важнее прислушиваться в любой жизненной ситуации: к голосу разума или советам сердца? Наверное, невозможно на этот вопрос дать однозначный ответ. Франсуа де Ларошфуко, французский писатель XVII века, считал, что «ум всегда в дураках у сердца». На это русская пословица могла бы ему возразить: «И сила уму уступает».
Представим человека, поведением которого руководят исключительно законы разума. Он всегда способен трезво оценить ситуацию, размышляет, как необходимо поступить, чтобы не оказаться в опасности. Но жизнь, подчиненная только указаниям рассудка, часто может стать безрадостной и даже бессмысленной.
В подтверждение этому можно вспомнить Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». С одной стороны, не знающий страха, он совершает отчаянные до безрассудства поступки. Но под руководством своего «холодного» ума превращается в эгоиста, не способного по-настоящему любить, дружить и сочувствовать. Печорин становится виновником гибели Бэлы, обманывает искреннее чувство молоденькой княжны Мери, равнодушием отвечает на дружескую привязанность Максима Максимыча. «Рассудочный» эгоизм лишает героя Лермонтова права быть счастливым. Он чувствует себя ненужным, не видит смысла в жизни.
«Современник» Печорина – Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, тоже предпочитает поступать по советам ума, а не сердца. Не желая обременять себя узами брака, он не отвечает взаимностью на любовь прекрасной девушки – Татьяны Лариной. Боясь сплетен, отправляется на бессмысленную дуэль с молодым романтиком Владимиром Ленским. «Как я ошибся! Как наказан!» — с раскаянием восклицает Онегин, когда уже нельзя вернуть отвергнутую когда-то любовь, стать счастливым.
Тщательно взвешивая все «за» и «против», находясь в постоянном подчинении «должен» и «правильно», человек лишает себя возможности в полной мере радоваться жизни, становится неспособным чувствовать сердцем чужую боль и страдания. Известный персидский поэт и философ Омар Хайям утверждал:
Тот, кто с юности верует в собственный ум,
Стал, в погоне за истиной, сух и угрюм.
Думаю, что в поведении человека разумные соображения не должны брать верх над чувствами. Важно в равной степени прислушиваться к зову души и наставлениям ума. Это, конечно, нелегко: разум часто противоречит чувствам и, наоборот, охваченный собственными страстями человек способен действовать необдуманно.
В порыве чувств люди могут поступать благородно и самоотверженно, бесчестно и низменно. Мы восхищаемся героями, которые, не рассуждая, рискуют жизнью, чтобы оказать помощь другим. Не уважаем малодушных, способных в трудный момент предать дружбу, любовь, Родину.
Не всем суждено быть мудрецами, но учиться делать правильный выбор между «должен» и «хочу» может каждый.

Почему нужно анализировать свои ошибки?


Пример итогового сочинения-2017 по направлению «Опыт и ошибки».
Ошибки бывают разные. Человек может выбрать неподходящую специальность, вступить в неудачный брак, подружиться с подлецом или лжецом. От подобных просчётов, прежде всего, страдаем мы сами, и к каким-то глобальным проблемам они обычно не ведут. Если же ошибся, находясь на рабочем месте, к примеру, пилот, водитель автобуса или машинист поезда, последствия могут быть гораздо серьёзнее. А просчёты политиков подчас отрицательно влияют на существование не только отдельного государства, но и планеты в целом.
«Человеку свойственно ошибаться»,- говорили древние. С этим афоризмом не поспоришь: наверно, нет на свете того, кто ни разу не совершал ошибки. Однако, к сожалению, не каждый способен проанализировать собственные просчёты и оплошности, сделать их частью жизненного опыта – главного источника мудрости.
К счастью, большинство совершаемых человеком ошибок можно исправить. Первый шаг к этому – анализ. Почему допущена та или иная ошибка? Можно ли было её избежать? Как исправить? Вот вопросы, которые не помешает задать себе в случае неверного шага.
Важно помнить: осознание факта ошибки – начало пути к её исправлению. Подтверждение этой мысли находим в произведениях писателей-классиков.
Раскольников, герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», создал антигуманную теорию сильной личности, которой всё позволено. Пытаясь воплотить свои идеи на практике, герой лишает жизни старуху-процентщицу, а заодно и её сестру. Некоторое время спустя Раскольников осознаёт и несостоятельность своей теории, и нелепость совершённого преступления. Анализ произошедшего был длительным и мучительным, однако результатом его стало постижение истины: спасение в раскаянии.
Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», вступает в брак с Элен Курагиной. Эта женщина оказалась подлой и коварной; замуж она выходила, разумеется, по расчёту. Пьер со временем осознал: отношения с Элен ведут в тупик. Проанализировав ошибку, Безухов исправляет её – разводится. А впоследствии судьба награждает героя: он счастлив в браке с Наташей Ростовой.
Итак, нет смысла бояться ошибок: их совершают все. Пока человечество не достигло совершенства, мы будем оступаться и принимать неверные решения. Однако ни в коем случае нельзя забывать о «работе над ошибками»: просчёты должны быть проанализированы, только в этом случае они станут не «камешками» на дороге жизни, а ступеньками на пути к совершенству.

Почему люди становятся бесчестными?

Сочинение соответствует тематике итогового сочинения 2016-2017 уч.г. Направление «Честь и бесчестие».
Стремление выглядеть достойно в глазах других людей, самоуважение – качества людей, по-настоящему понимающих, что значит честь. Когда-то оберегающие свою репутацию люди брали в руки шпаги и пистолеты, защищая честь, были готовы жертвовать жизнью. Шекспир утверждал, что для него утрата чести «равна утрате жизни».
К сожалению, в обществе всегда встречаются личности, начисто лишенные чувства собственного достоинства и благородства, любой ценой желающие добиться жизненных благ и выгоды. Почему люди идут на сделку с совестью, совершают недостойные поступки, превращаются в непорядочных и бесчестных?
По-моему, очень важную роль играет воспитание. В семье, где главными ценностями считаются богатство и власть, редко вырастет человек, искренне уважающий других людей, способный творить добро и сострадать. Этих людей гораздо больше волнует собственное благополучие. Часто они для достижения своих целей не останавливаются ни перед чем, забывают о совести и человеческом достоинстве. В произведениях русских писателей мы нередко встречаемся с героями бесчестными, порой превращающимися в таковых по советам старших.
Один из них – герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков. Отцовскому наставлению беречь и копить «самую надежную на свете вещь» — копейку, угождать учителям и начальникам сын следует исправно. Чтобы разбогатеть и счастливо зажить в собственном поместье, Чичиков готов лицемерить, совершать незаконные сделки. Ради будущей благополучной жизни ему ничего не стоит подло обманывать и предавать товарищей и окружающих его людей.
Персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин тоже строит свое будущее по заветам отца. Заискивая перед Фамусовым и другими влиятельными господами, притворяясь влюбленным, этот пустой и ничтожный чиновник постепенно продвигается по службе и уже «три награжденья получил», завоевал чувства Софьи. Но под маской скромного с виду, немногословного и уступчивого молодого секретаря скрывается лживая и подлая натура.
К сожалению, бесчестных людей немало. А начинаться этот непривлекательный путь может уже в детстве. Сначала ты ради сиюминутной выгоды обманул родителей, потом равнодушно прошел мимо хулиганов, не обратил внимания на оскорбления (и сам с легкостью оскорбил других). Если внутренняя совесть молчит, постепенно можно привыкнуть жить по законам бесчестия. Совесть отрицается бесчестьем, зато ложь и зависть – его ближайшие соседи. Эгоистичные желания толкают бесчестного человека на многие позорные поступки. Такому человеку ничего не стоит предать дружбу и любовь, изменить Родине.
Считаю, что понятия «честь» и «достоинство» никогда не устареют. Быть честным человеком нужно для того, чтобы всегда чувствовать себя свободным, уверенно идти по жизни, чтобы никогда не остаться наедине со своей бедой. Мало кто захочет протянуть руку помощи человеку непорядочному.
«Береги честь смолоду», — учит народная мудрость, и не забывай, что «честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь».

Согласны ли вы с тем, что друг познается в беде?




Пример итогового сочинения 2017 г. по направлению «Дружба и вражда».
Друг познаётся в беде… В наше время эти слова стали расхожей фразой, смысл которой не всегда в полной мере осознают те, кто её произносит.
Дружба для многих из нас стала чем-то необязательным, а порой и обременительным. Теперь «друзьями» мы именуем виртуальные контакты в социальных сетях – людей подчас незнакомых, чужих. А ещё ищем общения с людьми влиятельными или популярными, которые могут помочь нам, например, подняться по карьерной лестнице или достичь в чём-то успеха. Как следствие, дружба настоящая, основанная на родстве душ и общности интересов, отодвигается всё дальше, а то и вовсе забывается по причине ненадобности.
И всё же сомнения нет: друг познаётся именно в беде. Никто, увы, не застрахован от сложных жизненных ситуаций: утрат, потерь, разочарований. В такие моменты особенно важна бескорыстная дружеская помощь. А многие ли способны её оказать, не требуя ничего взамен, не припоминая о ней впоследствии?
У Владимира Высоцкого есть замечательное произведение – «Песня о друге». Поэту удалось в нескольких строчках охарактеризовать того, кто достоин называться другом:
А когда ты упал со скал
Он стонал, но держал…
Пожертвовать собой, забыть о собственном благе ради товарища – вот что такое подлинная дружба. Жаль, что сейчас подобное поведение – редкость. В стихотворении Высоцкого звучит и очень интересная мысль о том, как проверить друга: «Парня в горы тяни…» Действительно, в чрезвычайной ситуации, в минуты опасности, «в беде» проявляются наши лучшие качества, одно из которых – способность к дружбе.
Примером истинной дружбы являются отношения Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Они познакомились, будучи лицеистами, часто виделись потом: общались, читали стихи, спорили. А в январе 1825 года лицейский друг приехал к ссыльному Пушкину в Михайловское. Этот поступок для Пущина был чреват царской немилостью. Однако настоящий друг поступить иначе не мог. Пушкин с благодарностью вспомнит эту встречу в стихотворении «И.И.Пущину»:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил…
Друг познаётся в беде… В этих словах, если в них вдуматься, заключён огромный смысл. Если у человека есть настоящий друг, верный и преданный, то его не сломит никакое несчастье, он справится с жизненными невзгодами и добьётся всего, чего только пожелает.

Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?



Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Ответ на этот вопрос зависит от жизненной позиции человека. Мы отличаемся друг от друга характерами, темпераментом, у нас разные нравственные устои и моральные ценности. Одни стремятся к спокойному и размеренному существованию, а для других подобная судьба лишена привлекательности и смысла – они жаждут взлётов и падений, побед и поражений.
О двух полярных жизненных философиях в аллегорической форме говорится в произведении Максима Горького «Песня о Соколе». Уж счастлив в своём ущелье: ему там «тепло и сыро», о большем он и не помышляет. Сокол видит в жизни иной смысл – в борьбе, стремлении «к свободе, к свету». Разумеется, для Ужа такие идеи – безумие: «рождённый ползать летать не может».
Люди, подобные горьковскому Соколу, стремятся к победам, а значит, не будут счастливы без них. Не важно, в чём именно они одержат верх: в схватке с противником, в споре с оппонентом или в семейном конфликте. Победа – их заветная цель, в ней заключается счастье. Таков Андрей Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». В начале произведения он мечтает о подвигах и славе. Тихая жизнь для него неприемлема, поэтому князь идёт на войну. В сражении под Аустерлицем Андрей совершает подвиг – со знаменем в руках ведёт за собой солдат. В дальнейшем мировоззрение Болконского изменится, он придёт к вере. Однако ясно: люди, подобные ему, не бывают счастливы, если в их жизни нет побед – над противником или над собственными слабостями и недостатками.
У «ужей» другая позиция. Они любят покой и стабильность, а следовательно, ни победы, ни поражения их не интересуют, так как к счастью не имеют никакого отношения. Таким человеком является Обломов, герой одноимённого романа Н.А.Гончарова. Для Ильи Ильича идеальна спокойная жизнь – такая, какая была в Обломовке, имении, где прошло его детство. Герой Гончарова обретает счастье, живя с Агафьей Пшеницыной. Эта женщина смогла оградить его от житейских бурь и обеспечить безмятежное существование. Понятно, что людям, подобным Обломову, победы для счастья не нужны.
И «соколы», и «ужи» могут быть хорошими, достойными людьми. Те и другие способны добиться в жизни многого. Однако, как видим, взгляды на победу у них разные: первые счастливы, когда побеждают, а вторые счастливы и без побед.
Итак, наше мировоззрение напрямую влияет на отношение к жизни во всех её проявлениях. А потому нельзя однозначно ответить на вопрос, вынесенный в заголовок сочинения: для одних людей счастливая жизнь без побед вполне возможна, для других – немыслима.

Сочинение по литературному произведению? Это просто!

                                                          (Совет учителя).

- Пишите сочинение по литературе только по прочитанному Вами произведению.

- Вдумайтесь в название темы. Определите основную мысль, которую предстоит раскрыть.- Уточните дату создания произведения, исторические события. сопутствующие литературному действию.- Подобрав дополнительную литературу. прочитайте об авторе и этом произведении, отметьте удачные на Ваш взгляд определения и мысли.- Выразите личное отношение к проблеме и герою.- Выберите, какой тип речи (повествование, рассуждение, описание) будет у Вашего сочинения.- Составьте примерный план.- Не бойтесь коротко пересказывать содержание текста, но выберите такие эпизоды, которые отвечают на вопросы, обозначенные Вами в данном пункте плана.- Подбирая цитаты, помните: они не должны быть слишком длинными. Если возможно, приведите высказывания критиков или известных людей об этом произведении или герое.- Напишите черновик, отредактируйте свою работу.-Проверьте грамотность. Не ленитесь обращаться к "Орфографическому словарю". Избегайте употребления синтаксических оборотов и слов, в написании которых сомневаетесь.- Перепишите. Обязательно перечитайте ещё раз. проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок.   



Поговорим о композиции сочинения.

Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.
Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:

- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);
- очень длинное, затянутое вступление.
При написания вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: "Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?" Следует помнить, что подобные вопросы задает себе и учитель (экзаменатор), читая сочинение. Весьма существенным представляется временной фактор: экзамен ограничен четырьмя часами, и нет смысла тратить время на изложение сведений, которые могут быть отмечены на полях сочинения ремаркой преподавателя "не по теме".

Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении и начинаться ab ovo (от сотворения мира, "с яйца"). Неудачным следует признать такое начало сочинения "Фамусов" на тему "Фамусов в изображении А. Грибоедова":

А. С. Грибоедов был одним из выдающихся деятелей своего времени. Он был человеком тонкого ума, большого сердца и жил в соответствии с высокими моральными принципами. Грибоедову принадлежит одно из самых великих произведений русской литературы, которое обессмертило его имя. Комедия "Горе от ума" - это произведение, которое было и будет актуально.
Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Например, сочинение «Образ Катерины в пьесе "Гроза" А. Островского» начинается динамично:
Катерина входит в пьесу с темой любви, сначала говорит о своей любви к свекрови, потом - к Варваре. Она любит всех, и сама нуждается в любви и ласке, но в "темном царстве" никто не может дать ей желаемое.
Данное вступление можно расценить как удачное. Тема "Образ Катерины..." весьма объемна, требует анализа многих элементов пьесы: характера героини, ее мироощущения, отношений с окружающим миром, судьбы, трагического конца. Автор сочинения не тратит время на общие разговоры и с первой фразы переходит к анализу произведения: к первому появлению героини в тексте. Одновременно в первом предложении сочинения автор называет главные художественные темы, которые связаны с образом Катерины: тему христианской любви, тему одиночества, и задает основания для объяснения ее конфликта с людьми.
Если в названии темы использованы литературоведческие термины, то есть смысл во вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Это поможет вам отбирать материал для основной части, строго следуя собственной теоретической посылке. Такие темы, как «Символические образы в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"», «Образ Петра I в творчестве А. Пушкина», «Тема судьбы в романе М. Лермонтова "Герой нашего времени"», можно разворачивать, исходя из собственной интерпретации понятия судьба и его составляющих, термина образ героя и его составляющих, терминов символ и символический образ. Так, например, термин образ героя предполагает анализ таких его составляющих, как характер, мировоззренческие характеристики, участие в сюжетной истории, отношения с другими героями, мнение других персонажей и автора, самое общее соотношение образа героя с концепцией произведения.
Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Сочинение на тему "Человек и государство" в "петербургской повести" А. Пушкина "Медный всадник" начинается подобным образом:
Судьба маленького человека в таком государстве, как неколебимая Россия, трагична. Государственная власть находится в постоянном конфликте со своими подданными и не снисходит к судьбе отдельного гражданина.

Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

Подведем итог: нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.

Заканчивается сочинение заключением.

 Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение учитель (экзаменатор) не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.

В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Как строится заключение в сочинении на тему "Тема судьбы в творчестве М. Лермонтова":
В своем сочинении я постарался показать многозначность понятия "судьба" в творчестве М. Лермонтова. Судьба России, отношение писателя к Богу и древнему религиозному понятию "судьба", изменение этого отношения со временем - все эти стороны я старался охватить в своей работе.

Некоторые экзаменационные темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. Например, сочинение «Отцы и дети в романе И. Тургенева "Отцы и дети"» может заканчиваться таким суждением:

Идеальные отношения между поколениями в представлении И. Тургенева таковы: "дети" продвигают жизнь вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу "новое слово". Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости, интересуются новыми идеями. Мне кажется, что сейчас в России существует та же проблема - конфликт поколений. "Дети" отрицают жизненные идеалы "отцов", выросших при социализме и строивших коммунизм, "отцы" не понимают "детей", выросших при демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс.
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. Главное, чего следует избегать при написании основной части, - это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.

Второй распространенный недостаток основной части - это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.
Темы сочинения по своему характеру весьма разнообразны. Тема может быть сформулирована в виде вопроса. Например «"Что делать?"(По произведениям современной русской литературы и публицистики)». Тема может быть представлена цитатой: «"Мир умирает каждый раз с умершим человеком" С. Маршак (По произведениям русской литературы XX века)». Тема может предлагать сравнительную характеристику героев: «Обломов и Штольц (по роману И. Гончарова "Обломов")». Иногда тема требует обобщенной характеристики персонажей, например: "Женский характер в изображении Л. Толстого". Тема может отсылать к общей характеристике произведения, например, «Идейно-художественное своеобразие рассказа А. Чехова "Ионыч"», а также охватывать творчество писателя в целом, например, "Русское купечество в произведениях А. Островского".
Большую трудность вызывает написание обзорных, "сквозных" тем. Если вы решили написать сочинение на обзорную тему, например: "Образ странника в русской литературе второй половины XIX века", прежде всего постарайтесь во вступлении определить исходные позиции. Тип странника можно истолковать по-разному: странники - это богомольцы, верующие люди, собирающие пожертвования на строительство новых церквей. Или это созерцатели, бредущие по миру с единственной целью - насладиться его красотой. Или это правдоискатели, озабоченные потребностью найти истину, раскрыть тайну бытия. Оговорите во вступлении ваше понимание странничества как одной из сторон русской народной жизни. Оговорите также литературные произведения, сюжетами которых можно воспользоваться для реконструкции данного типа героя. В основной части проанализируйте хотя бы два из названных во вступлении текстов (например, "Очарованный странник" Н. Лескова и "Кому на Руси жить хорошо" Н. Некрасова). Постарайтесь для себя определить особенности изображения странников у каждого автора и на этих особенностях (а не на пересказе сюжета!) стройте свое изложение. В заключении уместно было бы порассуждать, почему данный тип героя стал актуален в русской литературе именно во второй половине XIX века.
Примечание
Несомненно, предложенный выше план является одним из возможных путей, по которому можно следовать при написании сочинения. Для вас главным будет определить направление, основные его вехи и четко следовать им при написании сочинения.
Еще раз напомним, что при написании любого сочинения абитуриент должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения (так называемыми рассуждениями о жизни).

При характеристике героя литературного произведения 

Вам поможет план:

- определение места героя среди других персонажей;

- степень участия и его роль в конфликте;
- наличие прототипов и автобиографических черт;
- анализ имени;
- портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей;
- речевая характеристика;
- описание предметов быта, жилища, одежды, условия жизни как средство самовыражения героя;
- семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий;
- черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета;
- поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко;
- прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения;
- сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора;
- оценка литературного персонажа его современниками;
- герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое;
- ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни. 

Образец сочинения №1.

Данный текст может быть применен к следующим темам:


- "Стойкость, мужество".- "Героизм". 
- "Историческая память, отражённая в памятниках".
- "Будни военных лет".
- "Моя любимая книга".
-"Значение книги".
- " Книги, которые я посоветую прочитать".

- " Солдаты Великой Отечественной войны"                                   



                                                                                                                                                                                                                           Герой — это тот человек,                                                                                                                                                                                                                                         который в   решительный       
                                                                                                                                                                                                                  момент делает то, что
                                                                                                                                                                                                          нужно делать в интересах
                                                                                                                                                                                                                          человеческого общества                                                                                                                                                                                                                                                                   Юлиус Фучек                                                                                                                                                                                                       
           Герой, героизм, героическое, подвиг, жертвенность... Эти слова мы  с детства слышим, они и влияют на формирование нашего патриотизма. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен “Слова о полку Игореве” и “Задонщины”. В русской литературе XX века подвиг человека  тесно связан с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине “народной войной” для наших соотечественников. Среди прошедших эту войну было много будущих писателей:  Ю.Бондарев, В. Быков, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др. В прошлом году я побывал в Брестской крепости. Всё, что я увидел произвело на меня неизгладимое впечатление. В музее, который находится в центральной части крепости собраны документы, личные письма, фотографии тех, кто жил и защищал западные рубежи нашей страны. Посещение этого музея настолько меня впечатлило, что меня заинтересовало, как в литературе описаны события, происходившие в «Брестской крепости».Книга, которая рассказала о событиях начала войны,- это произведение  С.С.Смирнова «Брестская крепость». В основу книги легли   именно те  материалы, которые собраны в музее «Брестская крепость». Автор не просто восстановил одну из самых блистательных страниц в летописи Великой Отечественной войны. Он вызвал из безвестности героев, поразивших своим мужеством и стойкостью даже врага, — рядовых, командиров и политруков, таких, как полковой комиссар Е. Фомин, капитан И. Зубачев, лейтенант А. Семененко и легендарный командир Восточного фронта майор П. Гаврилов. Он спас от забвения сотни других настоящих героев.Моим любимым произведением стал роман Б.Л. Васильева “В списках не значился».  В  романе показана судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы — в Брестскую крепость — поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости. “В списках не значился” — это история становления героического характера  в огне войны. Роман  делится на три части, хронологически продолжающих друг друга. Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он  еще мальчик, очень наивный и непосредственный, но со своими целями,  который гордится своей новой хрустящей военной формой, которому льстит, что новички-курсанты отдают ему честь, и он намеренно выходит усталой походкой по вечерам, чтобы по-мальчишески насладиться своим новым положением. Он, как все молодые люди его возраста, мечтает о любви, о славе.Коля искренне уверен, что сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: “У нас с Германией договор о ненападении…»  А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: “Это будет быстрая война.»  Его наивное высказывание и есть отправная точка развития героя. Война резко меняет жизнь  Николая. Она очень быстро заставляет Плужникова забыть тщеславные мечты. Не сразу Николай освоил “науку ненависти”, о которой писал М. А. Шолохов.  Николаю приходится узнать, что командир он еще плохой, а его первые действия на войне, когда он растерялся и не знал, что нужно делать, по справедливости должны быть расценены как преступление, за которое полагается расстрел. Наступает время беспощадного суда над собой. Юный лейтенант Плужников «умер» в первый же день войны, сразу став человеком без возраста, молодость которого сгорела без остатка в страшном и безжалостно уничтожающем иллюзии огне. «Он сидел на полу, не шевелясь, упрямо думая, что совершил самое страшное — предал товарищей. Во второй части романа происходит взросление героя: он превращается из  мальчика в воина, в “товарища командира”. Мне кажется, что первая и вторая части являются завязкой к третьей части. Погибли все друзья Плужникова,  он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, начинается основное действие романа. Меняется тон и даже ритм повествования: нет  военного сюжета, нет описаний боевых эпизодов, но появляется  психологический накал,  драма становится  трагедией, кульминацией и развязкой которой  становится последняя глава романа. У каждой фразы свой смысл, своё значение. Он не чувствует себя побежденным." Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью", и Плужников —" последняя ее капля". Он выше смерти, значит, выше забвения.  Полуживого, голодного солдата боятся фашисты. Подвиг Плужникова очень высок, что он поражает даже врагов. Неожиданно немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты тоже вытянулись и замерли. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.  Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом “товарищем командиром”, а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.         Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает, но и потому, что в каждой семье либо дед, либо прадед воевали, отстаивали мир для нас. Мы, молодое поколение, конечно же, должны чтить и помнить, какой ценой досталась великая Победа. Наша память не только в обелисках, вечных огнях, которые горят в Российских городах, но и в наших сердцах.Слова( "Никто не забыт, ничто не забыто") Ольги Берггольц высечены у Вечного огня у Кремлёвской стены.

Поговорим ещё раз о сочинении...


                                Типы введений к школьному сочинению

Недопустимо  начинать сочинение без введения, например, так: «В этом романе Татьяна является его идеалом». Как минимум три вопроса возникают у проверяющих: в каком романе и кто его автор? кто такая Татьяна? чьим идеалом она является? Не пытай­тесь оправдаться тем, что всем, дескать, хорошо известно: Тать­яна — героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и зачем это повторять? Повтор продиктован законами жанра. Сочинение без  вводной части —  заведомо слабое, «троечное».Введение и заключение в совокупности своей составляют около 1/3 общего объема всего сочинения, который, как известно, в среднем исчисляется 6-8 страницами (соответственно 3-4 листа­ми) стандартной тетрадной бумаги в линейку.  При этом условии введение   не должно превышать  одной-полутора   страниц, как и заключение.Начать — едва ли не самое сложное. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению. Познако­мимся   с  ними поближе.


1.    Историческое введение — характеристика соответствую­щей эпохи, общественно-политической ситуации в стране и состо­яния культурной жизни на определенный отрезок времени. На­пример, эпоха, когда сформировался Пушкин, — подъем нацио­нально-освободительного движения, вызванный победоносным за­вершением Отечественной войны 1812-го года, надежды на либе­ральные преобразования сверху, разочарование в них, возникно­вение первых тайных обществ, восстание декабристов. Лермонтов — «поэт совсем другой эпохи» — эпохи «нравственного душегуб­ства», наступившей после разгрома декабристского восстания, когда беспощадно подавлялись все проявления свободомыслия, когда Россия была «впугана в раздумье», когда появилось еще больше «лишних людей», «умных ненужностей», не знающих, куда приложить «необъятные силы» своей души. Время создания «От­цов и детей», «Войны и мира» — после крестьянской реформы 1861-го года, борьба между дворянами-либералами и демократами-разночинцами. Словом, исторический фон, предваряющий собствен­но литературную часть, бывает необходим достаточно часто.


2.  Аналитическое введениеОно одно из наиболее удачных и «спасительных» в том случае, если запас исторической информа­ции слабоват. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения, которое необходимо точно определить. Напри­мер, что за «добрые чувства» «пробуждал» в людях Пушкин? Как вы понимаете одиночество? (в основной части следует рассмотре­ние темы одиночества в лирике Лермонтова). Что такое любовь? Природа? и т. д. Тема может включать и литературоведческий термин (композиция, лирические отступления, поэма), нуждаю­щийся в объяснении.Возможен аналитический элемент и в основной части. Напри­мер, начать строить свои рассуждения по теме «Чичиков — «ры­царь копейки» целесообразно с обращения к слову «рыцарь» в его расхожем пониманием — благородный, честный человек, храбрый воин, преданный Отчизне и даме сердца. Чичиков — тоже   по-своему   «рыцарь»,   только   буржуазной   «выделки».   Оннастойчиво и последовательно приумножает свой капитал, скры­вая за внешней опрятностью внутреннюю нечистоплотность. И дама сердца у него тоже есть — это копейка. Смешно? Ничуть. Она ведь рубль бережет…


3. Биографическое введениеПредположим, что вы останови­лись на теме «Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина». Ис­торическое введение здесь не вполне уместно; анализировать понятия любви и дружбы, конечно, возможно, но обычно вместо анализа звучат общие слова. А вот не вспомнить о лицейском братстве», о Наталье Николаевне, кажется, нельзя. Неблагопри­ятным стечением биографических факторов (ранняя смерть мате­ри, разлука с отцом, тяжелый характер, неразделенные любо­вные увлечения) объясняется и доминирующая в лирике М.Ю.Лермонтова тема одиночества — еще одна возможная тема сочинения.


4. Сравнительное введениеС его помощью вы воссоздаете литературный контекст, предшествующий созданию интересую­щего вас произведения. Если, например, тема, посвященная во­льнолюбивой лирике Пушкина, звучит так: «…Вслед Радищеву вос­славил я свободу», будет вполне логично ответить на следующие вопросы: кто такой Радищев? как называется его главное произ­ведение? каковы заслуги писателя перед русской литературой? Исходя из того, что и у Радищева, и у Пушкина имеется ода с одинаковым названием — «Вольность», можно приступить к ра­боте над основной частью сочинения, выявляя общее и различное в   позициях двух авторов.5.  Введение — характеристика произведения или творчества писателя/поэта   в   целом.   Это   самый   удачный   тип   введения  при работе над сочинением, предполагающим анализ образа литера­турного героя или сопоставительный анализ нескольких образов. Необходимо дать сжатое представление о личности и творческой манере того или иного художника, о масштабе его творческого наследия, о жанрах, в каких он работал. После этого перейти к главному произведению автора, его месту в русской литературе, его новизне и значимости..

                               Сочинение – как писать «от себя»?

При всем личностном характере сочинений местоимение «я» лучше употреблять умеренно, чтобы в результате не оказалось: «я» слышится на каждом шагу, а рассуждения в сочинении не блещут особым своеобразием.Нужно   предостеречь   и   от   такой   ошибки:   формулировка «Мой…» подразумевает, что если вы активно не принимаете этого автора, то и не имеете морального права писать о нем, как о своем. Это не относится к похожим, но не так ориентированным темам,  например,  «Мое восприятие творчества…»С другой стороны — следует, по возможности, избегать вы­ражений, подобных следующему: «Это моя точка зрения, хотя вполне возможно, я ошибаюсь».

 Ваша позиция не может быть оценена как «правильная» или «неправильная», — любой человек тем и интересен, что судит по-своему, субъективно, в чем-то даже предвзято и пристрастно, но в этом он и проявляет себя как уникальная, неповторимая личность. Помните слова русского философа Л. Шестова«Истины нет; остается предположить, что истина находится в изменчивых человеческих вкусах».

 Единствен­ным требованием является то, что ваша мысль и чувство должны быть убедительны. Не стоит брать эту тему, если ничего своего, особенного вы не можете сказать об этом авторе или произве­дении. Излишняя фамильярность тоже ни к нему. Абитуриенту порой кажется мало единственного упоминания имени и отчества писа­теля (поэта) и он делает подобные упоминания частными и оттого назойливыми, раздражающими. Впечатление создается такое, будто вы, как Хлестаков, «с Пушкиным на дружеской ноге», совсем «по-домашнему». А между тем сочинение от частных назывательных форм не выиграет — скорее, проиграет.Кроме того, до сих пор еще широко бытует мнение, что литературные герои делятся на главных и второстепенных, на положительных и отрицательных, — словно и не было чеховских новаций в этой области. Конечно, такое деление более чем ус­ловно.

 Мир литературных героев огромен и разнообразен. Герой — это, прежде всего, личность, всегда сложная и противоречивая, но узнаваемая (иначе, почему мы спорим об Онегине или Печо­рине, хотя их никогда не было в природе?) В ней, говоря словами Пушкина, «2, 3, 10 характеров», следовательно — такой человек не может быть только хорошим или только плохим, он — разный. Это нужно иметь в виду и учитывать при работе над сочинением.


                                  Сочинение… Да нет, пересказ!


 Серьезный недостаток многих работ — подмен анализа пере­сказом текста.

 Как это выглядит? Например, в небольшом отрывке, взятом из сочинения «Какие литературные герои мне нравят­ся»:Андрей Болконский БЫЛ непохож на других. Он БЫЛ скром­ный, спокойный. Он БЫЛ женат, его жена БЫЛА полная противо­положность ему. С ним БЫЛИ связаны следующие персонажи: Пьер Безухов, Наташа Ростова. Наташе Ростова БЫЛА хрупкая женщина, она БЫЛА очень молода, ей БЫЛА возможность поз­нать все прелести жизни. Наташа Ростова БЫЛА влюблена в Андрея Болконского, так как он тоже БЫЛ молод, красив собой и БЫЛ не такой, как все.

Пересказ, как вы, думается, убедились, довольно беспомощ­ный. В нем нагляднее всего демонстрируют бедность словарного запаса ПОВТОРЫ. Приведем еще несколько примеров:Для   того,   чтобы   получить   деньги   на   ОБРАЗОВАНИЕ,   он   сам зарабатывает себе на ОБРАЗОВАНИЕ, хотя деньги на ОБРАЗОВА­НИЕ  мог взять у родителей;

Герой — это обширное понятие, ГЕРОИ бывают разные, мы называем ГЕРОЯМИ тех. кто что-то особенное сделал. Есть люди, которые для нас ГЕРОИ, мы их считаем своими ГЕРОЯМИ, они только для нас ГЕРОИ,  ГЕРОИ нашего времени.Немало неточностей в пересказе содержания текста.

 Остано­вимся на конкретном примере. В сочинении, посвященном твор­честву Некрасова, читаем следующее: «Кажется, в стихотворении «Элегия» Некрасов говорит о том, что страдания народа — это старая тема и поэзия должна ее забыть. Но  я с этим не соглас­на…» Настораживает уже это самое «кажется». В сочинении не должно быть никакой неопределенности и выражений типа «где-то», «какой-то», «не помню». В рассматриваемом фрагменте внешне все верно. И все же «Элегия» Некрасова процитирована произвольно, не до конца: «Пускай нам говорит изменчивая мода. Что тема старая — страдания народа, И что поэзия забыть ее должна…» Обрывая цитату таким образом, автор сочинения высказывает далее свое несогласие с позицией Некрасова. Но дело в том, что это не позиция Некрасова, а ее прямое искаже­ние. Поэт вовсе не был склонен следовать «изменчивой моде» и считать тему страданий народа устаревшей. «Не верьте, юноши, — не стареет она!» — так логически закончена мысль Некрасова. В сочинении,  о котором идет речь,  она не закончена.


Характерные речевые, лексико-стилистические ошибки в сочинениях.

Мало кто из авторов школьных сочинений может с гордостью сказать: «Язык мой – друг мой». Горький парадокс наших дней: иностранному языку начинают учить едва ли не раньше, чем родному. И что в итоге? Космополитизм, да и только! «Раскусить»неграмотность своего подопечного для опытного педагога большого труда не составляет.Важно  избегать словесных ШТАМПОВ: «Тихон — ярко выраженный подчиненный сын», «Татьяна мечтала о человеке, который бы ВНЕС В ЕЕ ЖИЗНЬ СОДЕРЖАНИЕ», «в его лирике ИМЕЮТ МЕСТО стихи», «герои Некрасова имеют ВЫСОКИЙ ДУ­ХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» и др. 

Недопустимо частое употребление слов типа «восхитительный», «гениальный» и проч. Не подтвержденные реальными положениями, эти слова и фразы с ними (как бы красиво они не звучали) «повисают в воздухе», остаются пустым звуком в общем контексте, ничего не говорят ни уму, ни сердцу, особенно в том случае, если сам пишущий не всегда понимает их смысл. Спросите у написавшего фразу: «Куп­рин хорошо отражает СУЩНОСТЬ БЫТИЯ» — что это значит? Можете быть уверены — он едва ли вразумительно ответит вам.Подлинным «бичом» школьных сочинений с полным основани­ем считаются РЕЧЕВЫЕ, ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ошибки. Среди них выделим несколько условных групп:
  • употребление слова в несвойственном ему значении: «чело­век, ВЕРУЮЩИЙ только в себя»; «жизнь ее ПРОТЕКАЛА в про­изведениях», «ОБЛИЧИЕ существенных порядков», «СКУДНЫЙ че­ловек», «ВИДОИЗМЕНЕННАЯ любовь», «Базаров не был ГОНЩИ­КОМ за дамами», «любовь — понятие РАСТЯЖИМОЕ», «поэзия Есенина НАСТОЯНА на любви к Родине», «под РУКОВОДСТВОМ иностранных учителей»;
  • слово или выражение носит иную стилистическую окраску, чем та, что преобладает в тексте: «Чичиков вылезает в «ШИШ­КИ», «народ был ПРИШИБЛЕННЫМ и угнетенным», «Одинцова ВЫШЛА ИЗ ИГРЫ» «Пушкин много РАЗГЛАГОЛЬСТВУЕТ насчет женских прелестей», «нельзя ЗАЦИКЛИВАТЬСЯ на одном и том же», «в поэме чувствуется НАПРЯЖЕНКА», «Татьяна — это ПРО­ТИВОВЕС Онегину», «гладкая, УТРАМБОВАННАЯ жизнь», «Дикой ВЫДЕЛЫВАЕТСЯ перед племянником»;
  • смешение лексики разных исторических эпох: «Петербург был МЕСТОМ ОБИТАНИЯ декабристов», «Грибоедов был растер­зан своими ФАНАТАМИ», «Онегин получил ТЕЛЕГРАММУ о том, что его дядя при смерти;
  • примеры тавтологии, т.е. использования близких или абсо­лютно одинаковых по смыслу и звуковой оболочке слов: «Кате­рина — ДУШЕВНЫЙ человек, и ДУША у нее ДУХОВНО богата», «КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА», «ЧИТАТЕЛЬ ВЧИТЫВАЕТСЯ», «о НЕСЧАСТНОЙ и НЕСЧАСТЛИВОЙ любви», «СОЗДАНА в годы СОЗДАНИЯ», «в ПОЭЗИИ ПОЭТА», «ПРО­ПОЙНЫЙ ПЬЯНИЦА», «ты БУДЕШЬ в БУДУЩЕМ», «ПРЕДСТАВИЛ как ПРЕДСТАВИТЕЛЯ», «КОНЕЦ КОНЧАЕТСЯ», «НЫНЕШНИЕ НАШИ времена» и др.
Перейдем к ошибкам ГРАММАТИЧЕСКИМ, связанным с нару­шениями норм слово- и формообразования, синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Их также не­мало:
  • ошибочное словообразование: «вклад в ИЗМЕНУ жизни России», «КОМЕДИЧНО», «СХОЖДЕНИЕ с ума», «НАЖИВОЧНЫЕ дела», «писатель-СТАТИСТ, «борьба с ВЕРХОВЬЕМ», «ПЛУТО­НИЧЕСКАЯ любовь», «САМОПРОИЗВОЛЬСТВО», «УМЕРЕВШИЙ от любви», «БАРИНЫ», «ПРОЛАЖИВАТЬ путь», «КРЕСТЬЯНСТВОВА­ЛИ», «ТИРАНИХА», «это их ПРИТВОРНИЧЕСТВО», «САМОУНИ­ЖЕНИЕ», «КОЛЕНОПРИКЛАДСТВО», «стоит ОСТОЛБНЯКОМ», «ОТВЕРГАНИЕ» и т. д.
  • неверный выбор падежа и падежного окончания: «они — ДВА любящих друг друга ЛЮДИ», «ОДНА из ТЕМ является тема любви», «не сможет победить БОРЬБУ с ними», «ДВА мужчины» (встречалось даже   «муЩины»);
  • рассогласование форм единственного и множественного числа: «влияние на НАРОД» на ИХ жизнь», «грубый, жадный ЛЮДИШКА» (слове, в единственном числе не употребляется);


«Записывайте точнее! Нет ничего не важного!» — умоляла М. Цветаева еще в 1912-м году. 
Может, стоит прислушаться к ее словам?


Следует различать грамматические и речевые ошибки.

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
  • раздумчивый (взгляд) вместо задумчивыйблагородность вместоблагородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);
  • без комментарийболее правильнее (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
  • удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).
В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в еёиспользовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. Например:
  • Штольц — один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (илиединственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей. 
Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки. Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. 

Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или  перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.

Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.

Грамматические ошибки



п/п

Вид ошибки


Примеры


1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2


Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красившее
4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7


Нарушения согласования


Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом

8


Нарушения управления


Нужно сделать свою природу более красивую
Повествует читателей

9


Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества

10


Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея


11



Ошибки в построении  предложения с однородными членами


Страна любила и гордилась поэтом
В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю

12


Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…


13


Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами

14



Ошибки в построении сложного предложения



Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве
Человеку показалось то, что это…

15


Смешение прямой и косвенной речи


Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.


Речевые ошибки и недочёты




п/п

Вид ошибки


Примеры


1




Употребление слова в несвойственном ему значении



Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
Мысль развивается на продолжении всего рассказа.

2



Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом


Моё отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.

3


Неразличение синонимичных слов


В конечном предложении автор применяет градацию.

4


Употребление слов иной стилевой окраски


Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5


Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений

6


Неоправданное употребление просторечных слов


Таким людям всегда удаётся объегорить других.

7



Нарушение лексической сочетаемости



Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8




Употребление  лишних слов, в том числе плеоназм



Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.
Молодой юноша.
Очень прекрасный.

9


Употребление рядом или близко однокоренных слов

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10



Неоправданное повторение слова



Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного.

11



Бедность и однообразие синтаксических конструкций


Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12


Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

13




Неудачное употребление местоимений




Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своём воображении.

14






Бессвязность изложения






Далее автор углубляется в литературный материал.
Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.


Задание "Определите  вид ошибки (речевая или грамматическая)"

   1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились.
   2. Он понимает о необходимости помочь народу.
   3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
   4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
   5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
   6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.
   7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.
   8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.                                                                                                                                                         
   9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.
   10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.
   11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.
   12. Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.
   13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.
   14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.
   15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.
   16. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.
   17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
   18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.
   19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.
   20. В заключение слово для доклада представили директору завода.


                                                       Искусство цитирования


Продолжая цикл статей о школьных сочинениях, остановимся еще на одной немаловажной их составляющей. Чтобы избежать пересказа, некоторые начинают злоупотреб­лять цитатами. Это — другая крайность. 

Помните — цитировать необходимо только точно, а при обширной цитации легко оши­биться — память не бывает безупречной. 

Следовательно — ста­райтесь ЦИТИРОВАТЬ УМЕРЕННО, в количестве, не превышаю­щем объема ваших собственных суждений, если выходит наобо­рот, то, во-первых, вы вроде бы уже и теряете «авторские пра­ва» на сочинение, а во-вторых, подозрительно обширная цитата может навести на мысль, что она списана, а не приведена по па­мяти.

Цитата призвана дополнить вашу мысль, а не повторить ее в несколько иной форме. Например, нелепо писать: «Чацкий гово­рит, что он рад бы служить, но ему прислуживаться тошно» и цитировать ту же фразу Чацкого: «Служить бы рад — прислужи­ваться тошно».

Цитирование текста  — это искусство. Существуют вполне внятные и определенные правила цитирования. Обратимся к ним.


  • Цитата обязательно заключает­ся в КАВЫЧКИ. Нельзя выдавать чужие слова за свои мысли — на языке литературоведения это именуется плагиатом.
  • Если вы хоти­те процитировать какое-либо высказывание, но не помните его точно, лучше оформить мысль с помощью косвенной речи, близ­ко к тексту, например: «Лирический герой послания Пушкина «К Чаадаеву» жаждет свободы столь же страстно, как молодой влюбленный  — свидания».
  • Что касается стихов, то их можно цитировать двумя способами:
а)  традиционно — «столбиком» (или «лесенкой»), без кавычек после двоеточия и лучше без всяких переносов (незачем из Пуш­кина делать  Маяковского),  и  «выездов»  на  поля;

б)   сплошным текстом — как прозу. В этом случае перед цитатой ставится двоеточие, открываются кавычки и каждая сти­хотворная строка начинается с заглавной буквы (в том случае, если и у автора в стихотворении строчки начинаются с нее). Например: «Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,  Как ждет любовник  молодой Минуты верного свиданья».Здесь, как в оформлении прозаической речи, естественны пере­носы.

 Цитирование допускается в разных объемах: от одной строки до четверостишия. В том случае, если цитата приводится не пол­ностью, используется знак многоточия — в начале, середине, либо в конце, в зависимости от того, какой фрагмент текста выпускается. Начальное многоточие предполагает после себя маленькую букву (если это  не начало нового  предложения)

                                                Фактические ошибки

Когда сочинение обнаруживает незнание (или повер­хностное знание) пишущим текста произведения, «вылезают» мно­гочисленные фактические ошибки. Случается, что неверно на­зывают имена и фамилии. Здесь «достается» и авторам и их героям: АНДРЕЙ Чацкий, МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ Достоевский, доктор ВЕНЕР, ГРУШИНСКИЙ, ТУРГЕНЬЕВ, Анна ШЕРДЕР. Писате­ля (поэта) из XIX века смело «переселяют» в наше столетие. Так, в разных сочинениях, но одинаково поименованы «известными советскими писателями» Лермонтов, Гоголь и Салтыков-Щедрин, а Л. Н. Толстой и вовсе назван писателем «конца XVIII века». 

Возможны искажения в названиях произведений: так, первая строчка стихотворения М. Цветаевой «Идешь, на меня похожий…» выглядит как «Идешь стороной, прохожий…», а название заклю­чительной части поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — «Пир на весь мир» переделано в заголовок одной из «маленьких трагедий» Пушкина — «Пир во время чумы». Довольно рас­пространены «жанровые» ошибки: «Герой нашего времени» рас­сматривается как повесть, «Мертвые души» — как роман, «Евге­ний Онегин» — как поэма и т. д. 

Авторство произведений одних авторов может с легкостью приписываться другим: «В жестокий век восславил я свободу» — это, оказывается, Лермонтов; «Вос­стань, пророк, и виждь, и внемли» — Некрасов. Мы с удивлени­ем узнаем, что он же написал «очерки о трагичности бедняков» (?) и «Записки охотника». Пушкин, в свою очередь, объявляется автором многих русских народных (!) сказок, «Бородина» и сти­хотворения «Прощай, немытая Россия…»

Часто фактические ошибки касаются вопросов истории России. Автор одного сочинения утверждает, например, что «в 1830-м году Русь была освобождена от гнета царя, дворян, и крепостной самодержавный строй рухнул под тяжестью декабристского дви­жения, а Пушкин в период революции написал большое количес­тво стихов, поэм и сказок». Даже не ясно, с какого «потолка» это взято.

 Встречаются неточности в изложении фактов биогра­фии кого-либо из художников: «Пушкин с отличием закончил гимназию» (сразу двойная ошибка), «Лермонтов писал только о родине» «За свою вольнолюбивую лирику Пушкин был сослан в Сибирь», «Грибоедов писал «Горе от ума» после первой мировой войны»   и др.

Единственно верный путь исправления фактических ошибок — еще раз перечитать книгу, в изложении содержания которой вы затруднились, только не бездумно, на скорую руку, а основа­тельно. Тогда можно двигаться дальше.

                                                             Итак, заканчиваем…

Специалисты в области ораторского искусства, бизнес-тренеры, модные ныне коучи, психологи и люди подобных профессий прекрасно осведомлены о т.н. «эффекте края». Согласно ему, в публичном выступлении (равно как и, замечу в скобках, в письменной работе) особенно запоминаются начало и конец. Возьмешь, что называется, быка за рога, завоюешь аудиторию – и почти сразу же почувствуешь огромное облегчение. Что греха таить – сам, когда доводится быть членом или даже председателем жюри какой-либо научно-практической конференции школьников, будучи лишенным возможности прочесть всю представленную к презентации работу, вынужден её, что называется, «дегустировать», смотреть в начало и конец, пробегать глазами список литературы. Ну, и, конечно, смотреть на презентацию, хотя там только «выжимки» всей работы, самое общей представление о ней.


Итак, речь о заключительной части сочинения. Здесь, конечно же,  обязательны его сжато сформулированные выводы. Помните о формуле, согласно которой введение и заключение в совокупности составляют около 1/3 от общего объема всей работы. А если вся работа – это приблизительно 5-6 рукописных страниц тетрадного текста, следовательно, само по себе заключение по объему будет не более полстраницы. Всего. Или целых. Это уж для кого как.


Впрочем, одних выводов явно недостаточно, их тоже полезно связать с современностью или рассказать о том, как изменилась ваша жизнь после знакомства с творчеством… (подставляем конкретное имя в зависимости от темы). Ведь бывает же, что прочитанная книга, прослушанная песня, случайно брошенный взгляд или встреча способны произвести в нашей душе настоящий катарсис, переворот, вызвать бурю эмоций. Так почему бы не поделиться всем этим с другими? Прочтут и молча скажут «спасибо». А кому-то, глядишь, и самому на практике пригодится.


Главная сложность, с которой сталкиваются многие поколения старшеклассников, — как быть, если всё уже сказано и к нему добавить нечего? Неправда! Есть такое искусство – повторить, не повторяясь. А основной способ – вспомнить о синонимии родного языка и применить её на практике. Только, конечно, не чисто механически.


Перенося части вашего сочинения на чистовик, помните о сле­дующих важных «мелочах»: работа в целом должна иметь при­влекательный вид, с соблюдением полей, без крупных помарок и сокращений. Главное требование к почерку — разборчивость. Девушкам, конечно, в этом смысле проще – они и так по природе старательны, и пишут – одно загляденье! Каллиграфия, и только!  Юношам, скорей всего,  придется помучиться. Все цифры (кроме латинских) пишутся прописью.


Комментариев нет:

Отправить комментарий