среда, 17 июня 2015 г.

Описание экзаменационной работы (ОГЭ) в 9 классе.

Государственная итоговая аттестация
выпускников IX классов общеобразовательных учреждений


РУССКИЙ ЯЗЫК


Под редакцией И.П. Цыбулько

Авторы-составители: В.Н. Александров, О.И. Александрова, Е.Н. Зверева, 
Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько


Содержание



стр.
1.
Описание экзаменационной работы по русскому языку 2015 года
4
2.
Основные подходы к проверке и оценке сжатого изложения (Задание  1)
6
3.
Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения (Задание 15).
22








Модель контрольных измерительных материалов 2015 г. для выпускников 9 классов отвечает важным целям:
         приблизить экзамен к практике языка;
         сделать его ступенью к ЕГЭ;
         через требования этого экзамена обозначить определённые ориентиры и тем самым наметить приоритеты в обучении русскому языку в основной школе.
При разработке КИМ одним из главных стал вопрос преемственности контрольных измерительных материалов ЕГЭ и материалов государственной итговой аттестации выпускников 9 классов. Стоит обратить внимание на то, что в материалах для 9 класса учитывалась структура и типы заданий ЕГЭ; соблюдалась преемственность в видах проверяемых предметных умений (проверяются как аналитические языковые, так и коммуникативные умения) и в компетентностном подходе к их проверке (то есть проверяются не отдельные умения, а их комплекс).
Кроме того, разрабатывались задания, которые, как и в ЕГЭ, проверяют не только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения (например, умение адекватно понимать информацию прочитанного текста; умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента).
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.
Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.
Вторая и третья части работы выполняются на основе одного прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему более конкретно. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на частном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».
Вторая часть экзаменационной работы         включает задания с выбором ответа (Задания 2 - 3) и задания с кратким ответом (Задания 4 – 14). Два задания  с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками основной проблемы текста, а также умение находить в тексте средства выразительности речи.
Одиннадцать заданий с кратким ответом проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.
Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 15), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.
Показательно, что умение аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно сформированным у выпускников 11 классов. Новая форма экзаменационной работы для выпускников 9 классов способствует более активной работе учителя в данном направлении уже в основной школе. 

2. Основные подходы к оцениванию сжатого изложения (Задание 1)

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1


 
Критерии оценивания сжатого изложения
Баллы
ИК1
Содержание изложения (см. таблицу 2)


Экзаменуемый точно передал основное содержание прослу­шанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2.
2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,
но
упустил или добавил 1 микротему.
1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,
но
упустил или добавил более 1 микротемы.
0
ИК2
Сжатие исходного текста


Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.
2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия  1 микротемы текста.
1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.
0
ИК3
Смысловая цельность, речевая связность и последова­тель­ность изложения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуника­тив­ный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3
7

Задание 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов[1].
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

!
При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете  не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

По этому критерию не оценивается  полнота передачи содержания исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
1.     Исключение:
·        исключение повторов;
·        исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций.
·        исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
·        исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

 Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!
1.     Обобщение:
·        замена однородных членов обобщающим наименованием;
·        замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
·        замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
2.     Упрощение:
·    слияние нескольких предложений в одно;
·        замена предложения или его части указательным местоимением;
·        замена сложноподчинённого предложения простым;
·        замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
·        замена прямой речи косвенной.

Типичные ошибки в абзацном членении:
1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – всё сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части  сочинения: вступление, основную часть, заключение, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. 
3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
4. Неоправданное включение предложения  или нескольких предложений в смысловую часть текста.



КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРОЙНОСТЬ РАБОТЫ.

Поскольку экзаменуемые пишут сочинение-рассуждение, то важно учесть соответствие работы основным композиционным видам текстов этого типа речи.
         В основном работы могут быть построены от тезиса через аргументацию к выводу, т.е. небольшое вступление – аргументация – тезис (вывод).

 Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста


Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2)
Баллы
С2К1
Понимание смысла фрагмента текста


Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет
2
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,
но
допустил одну ошибку в его интерпретации
1
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует
0
С2К2
Наличие примеров-аргументов


Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента
3
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента
2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть
0
С2К3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
С2К4
Композиционная стройность


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1С2К4
      9
 Внимание!
         Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то оно оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).
В сочинении основные мысли экзаменуемого подтверждаются двумя примерами из текста, полностью соответствующими высказываниям, то есть являющимися примерами-аргументами (выделенные и подчёркнутые фраг­мен­ты сочинения).
!
В работе экзаменуемого может быть несколько цитат из текста или ссылок на него, однако не все из них должны считаться аргументами. Аргументом является только такая цитата или ссылка, которая подтверждает, обосновывает мысли и утверждения экзаменуемого, объясняющие смысл приведённого в задании фрагмента.

Цитата, смысл которой нужно объяснить в сочинении, не может служить аргументом для этого объяснения.