суббота, 11 января 2014 г.

Значение многоточия в тексте.

                                                     Образец текста 
                                   на лингвистическую тему "Многоточие..."
 Смысловая функция многоточия-  способность передавать едва уловимые оттенки значений текста. Именно эта особенность пунктограммы и будет предметом моего пристального внимания при анализе функции многоточия в рассказе Ю. Яковлева, который строится как диалог автора – повествователя и совсем юного бесстрашного мальчика – парашютиста, сердце которого отдано бескрайнему небу. Начнём, как это ни странно, с математики. Многоточие в тексте встречается шесть раз. Во всех случаях автор использует его в диалогах главных героев. Сразу отмечу, что смысловая функция пунктограммы рассматривается мною в неразрывном единстве с интонационной. Интонация, в данном случае, является спутником устной речи, а диалог (даже написанный) – это характеристика именно устной речи. Какую же смысловую нагрузку несёт в себе многоточие, как оно помогает понять нам характеры главных героев, их переживания и чувствования? В предложениях 13- 17 первый случай употребления многоточия открывает завязку повествования: «-А груз какой был? – Груз? – он с недоумением посмотрел на меня. – Я сам  "прыгал» (12-14). Автор – рассказчик ещё не подозревает, что «серая тряпка», которую мальчик волочет за собой, – это не просто игрушка, а «настоящий» (для мальчика) парашют. Многоточие в данном случае контекстуально вводит в лирическую палитру повествования нюансы чувств главного героя: он удивляется неуместному с его точки зрения вопросу взрослого.
Повторное употребление многоточия, которое завершает следующий диалог, открывает новые, на мой взгляд, смысловые регистры пунктограммы. На замечание рассказчика, что парашют «слишком мал для тебя», мальчик отвечает: «За простыню всыплют по первое число. Мне и за наволочку всыпал… (17 – 18). Сколько невысказанной грусти несёт в себе заключительное многоточие. В нём всё: и взрослая серьёзная рассудительность, и грусть, и обида на взрослый мир.

Значение знаков препинания в русском языке.

                                                      Образец тезиса и вывода
                                            сочинения на лингвистическую тему
                                              о "Значении знаков препинания" и
                                              "Могучий и великий русский язык".        

Русский язык поистине великий и могучий язык! Не согласиться с этим трудно, даже нельзя. Кто – то возразит: «Эпитеты поистёрлись, вышли в тираж, превратились в трюизм». Настаиваю, слова «великий и могучий» здесь отнюдь не тривиальны. Попробую доказать верность утверждения на примере функциональных особенностей многоточия. Говоря о богатстве любого языка, мы подразумеваем не только богатство его словарного запаса, многообразие синтаксических и стилистических средств выразительности в устной и письменной речи, но и совсем незаметную на первый взгляд пунктуационную сторону языка. Знаки препинания – это специфические средства письменной речи, которые, во – первых, передают синтаксические особенности письма, во – вторых, обогащают интонационные и ритмические особенности речи устной. Наконец, они непосредственно выполняют смысловую роль: выражают различные добавочные смысловые оттенки в высказывании.
Следовательно, в пунктуации отражается величие русского языка.